Кто такой дефектолог? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Дефектолог – это учитель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом и (или) психическом развитии.
Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог:
1.Вызвать желание учиться посредством мотивации.
2.Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист решает следующие задачи:
Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии ребенка. Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов. Отслеживает соответствие выбранной программы уровню развития ребенка. Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей; усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности.
Занятия строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.
Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на сопровождении.
Функции учителя-дефектолога:
Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.). Развивает коммуникативные способности детей. Развивает ведущий вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на учебную деятельность.